В страшные дни изоляции искусство помогало ленинградцам сохранять воспоминания о прежнем мирном времени и не терять веру в то, что это время обязательно настанет вновь. Театр блокадного города по-настоящему стал местом радости для обессиленных и измученных голодом жителей.
На протяжении всех 872 дней блокады в Ленинграде продолжал свою работу Театр Музыкальной комедии. Солдаты на фронте и жители в городе заливались смехом на выступлениях артистов. Лёгкий комедийный жанр оперетты позволял зрителю прожить минуты отдыха и забвения.
В период блокады работа труппы была особенно ответственная и непростая. Помимо привычных профессиональных обязанностей на плечи служащих театра легли и тяжёлые дежурства на крышах во время спектаклей и репетиций, – это позволяло предотвратить разрыв сброшенной на здание бомбы (за несколько первых секунд её можно было потушить).
Однако за время блокады театр на улице Ракова, 13 сохранить не удалось, – 24 декабря 1941 года упавший на соседний дом снаряд повредил и здание театра. Так, уже на следующий день очередной спектакль шёл на сцене пустовавшего после эвакуации труппы Александринского театра.
В первую блокадную зиму здание театра сильно преобразилось. Место коллективного отдыха стало и тем местом, где каждый, несмотря на радость и смех, находился в ожидании смерти. В театре был создан морг для умерших артистов и зрителей.
«За спиной стояла смерть: зритель не знал, будет ли в его жизни ещё такая радость, а актёр – сможет ли ещё выйти на сцену», – вспоминала артистка Анна Кузнецова. В период блокады она в возрасте 12-ти лет начала исполнять детские роли в театре.
Несмотря на все сложности, за время блокады на сцене были показаны 15 премьерных спектаклей, а зал всегда был полон зрителей. Театр поднимал занавес даже в самые страшные и тяжёлые дни первой блокадной зимы, когда за сутки в Ленинграде от голода умирало до 40 тысяч жителей.
В это суровое время каждый из актёров находил в себе силы, чтобы продолжать работать и сохранять то, что возрождало в городе жизнь. Кроме работы в театре почти все артисты участвовали в выездах фронтовых бригад. Бригадам нужно было не просто добраться до места на передовой и найти нужную часть, но требовалось ещё переодеться на морозе, выйти на сцену в лёгкой одежде и запеть, невзирая на холод, дождь, снег и канонаду.
Безжалостная реальность врывалась в судьбу каждого. Так, выдающаяся актриса театра Гликерия Богданова-Чеснокова за время блокады пережила личную трагедию. Возвратившись домой с очередного выездного выступления на фронте, она обнаружила в квартире погибших от голода – мать и маленькую дочку. Актёр театра Александр Масленников, узнав о смерти своего третьего, последнего сына, – в этот же день исполнял комедийную роль в спектакле «Лесная быль».
Такое невероятное сопротивление преследующей повсюду смерти и стойкость внутреннего духа стали открытым вызовом врагу. Мужество артистов по-настоящему явилось героическим подвигом, а спектакли театра стали мощной поддержкой для жителей и защитников города. Именно благодаря театру в сердцах ленинградцев сохранялась неугасаемая вера в победу.