Первый показ состоялся для младшей аудитории, – детей в возрасте от 8 до 12 лет. Во время просмотра все внимание ребят было устремлено на экран. Этот показ получился очень эмоциональным и живым.
Юные зрители всецело погрузились в истории героев, рассказанные в мультфильмах. Сюжеты, в центр которых помещены судьбы людей, оказавшихся в блокадном Ленинграде, произвели колоссальное впечатление на ребят. Самыми эмоциональными во время просмотра, конечно, оказались нежные и трепетные девочки. Кто-то заплакал, а кто-то от тревоги и страха спрятался под стол.
После просмотра анимационных новелл ребята в общем обсуждении попытались понять, можно ли нарисовать вещи, которые проживаются человеком только на уровне ощущений. Например, чувство страха, тревоги, голода.
В ходе беседы ребята решили, что самое сложное для режиссера-аниматора, – нарисовать смерть. Важно подобрать точный образ, визуальную метафору. Так, в одном из мультфильмов смерть является в виде ожившей бомбы, превращающейся в паука и разрушающей все живое на своем пути. В другой новелле смерть предстает в образе женщины с ножницами, которая отрезает ниточки душ.
В обсуждении показанных киноновелл приняла дистанционное участие Анастасия Копылова, режиссер фильма «Чужая музыка». Мультфильм рассказывает историю капитана Фолтина, – военного, который возвращается к семье домой. Но на месте дома герой обнаруживает лишь развалины, а с семьей, женой и сыном, ему больше не суждено встретиться.
В режиссерском прочтении музыка в этой новелле становится главным действующим лицом, – организует повествование внутри фильма. Лейтмотивом звучит колыбельная, символизирующая прошлое героя. Сам фильм поделен на части, каждая из которых озаглавлена каким-то музыкальным термином.
Ребята спросили режиссера о том, как долго создается мультфильм; почему автор выбрал именно эту музыку для иллюстрации истории. Вместе с режиссером юные зрители поговорили о том, как можно с помощью музыки передать настроения тоски, надежды.
Второй показ прошел для более старшей аудитории, – ребят в возрасте от 13 до 16 лет. Ребята обучаются в кружке рисования в Доме творчества, поэтому после просмотра их прежде всего заинтересовали использованные авторами анимационные визуальные техники.
Особый интерес вызвал мультфильм Ирины Евтеевой «Щелкунчик, пианино и венок из одуванчиков», так как он сделан в уникальной технике рисования по замерзшему стеклу. Также фильм совмещает в себе несколько этапов визуализации истории, – съемка реальных актеров, отрисовка персонажей, фонов, «вписывание» в кадр настоящих вещей, прошедших блокаду, – елочных игрушек, салфеток.
Могло показаться, что в сравнении с маленькими зрителями взрослые ребята были менее эмоциональны, но это лишь на первый взгляд. Подростки были очень сосредоточены во время просмотра. В отличие от младших ребят рассказанные в новеллах сюжеты были им понятны, знакомы из школьных уроков истории, поэтому у них не родилось неожиданных эмоций от увиденного.
Ребят поразила форма анимации, выбранная для освещения темы блокады. В центре обсуждения возник очень важный, вдумчивый вопрос, – насколько этично таким способом пытаться отразить трагедию времени?
Все вместе они пришли к ответу, – именно благодаря анимационной форме авторам мультфильмов удалось превратить факты о войне в чувства, которые не оставляют зрителя равнодушным.